Может ли производство солнечных батарей в Европе быть конкурентоспособным с азиатскими производителями?

Europa_FlaggeМесто действия Европа: многим кажется естественным, что фотоэлементы и солнечные батареи поставляются из Азии, а их производство в Европе не может быть конкурентоспособным. Но это не совсем так. Если взглянуть на возможную структуру производственных затрат, то становится ясным, что экономичное и конкурентоспособное производство также может быть достигнуто и на старом континенте. Несмотря на падение цен на мировых рынках.

Питер Фат, управляющий директор машиностроительной компании «RCT Solutions» и председатель правления отдела рабочей группы «Средства производства для солнечной энергетики» Союза машиностроителей Германии VDMA, был таким же как и прежде, когда он, как обычно, с энтузиазмом спорил на конференции в начале этого года, что «интегрированное по вертикале производство фотоэлементов и солнечных батарей» может работать и в Европе. «На данный момент — это окно открыто», — сказал он.

С того момента многое в мире изменилось. Китай резко прекратил свой прирост мощности солнечных электростанций без какого-либо предупреждения, так что рынок сегодня характеризуется избыточными производственными мощностями. Цены на мировом рынке быстро упали. ЕС завершила свою политику минимальных импортных цен, что должно принести пользу европейскому рынку солнечной энергетики. В прошлом году во второй раз обанкротилась Solarworld. Так что в Европе остались существовать только более мелкие производственные мощности или такие, которые принадлежат материнским компаниям из Азии. Казалось бы, что в таких трудных условиях и думать нечего о производстве фотоэлементов и солнечных батарей в Европе.

Тем не менее, Петер Фат считает вопрос о производстве в Европе очень спорным. В настоящее время он делает расчеты экономической эффективности нескольких технологических вариантов для инвесторов из разных стран. С февраля на мировом рынке снизились не только цены на солнечные батареи, но и затраты, необходимые для их производства. Кремниевые пластины стали дешевле, эффективность повысилась, современные машины позволяют достигать более высокой производительности, что повышает соотношение «цена-производительность».

Затраты в деталях

Как это происходит, он объясняет на примере вертикально интегрированного производства, которое включает в себя производство слитков, кремниевых пластин, фотоэлементов и солнечных батарей с использованием технологии Mono-PERC. И хотя расчеты сделаны для завода мощностью один гигаватт, лучше сразу планировать строительство завода на десять гигаватт. Кроме того, нет необходимости беспокоиться о производстве поликремния, поскольку компания Wacker является одним из крупнейших производителей поликремния в Германии.

Чтобы такое вертикально интегрированное производство было конкурентоспособным, оно должно, во-первых, быть полностью автоматизированным, так же, как и современные заводы в Азии, которые работают с использованием киберфизических систем «Индустрия 4.0». При таком производстве нужно всего несколько человек, чтобы управлять машинами. «С удовольствием смотришь на инженерный состав, который быстро решает все проблемы, чтобы обеспечить бесперебойную работу машин», — говорит он.

Таким образом, затраты на оплату труда не вносят существенного вклада в стоимость солнечных батарей. Расчеты Фата показывают, что эти затраты составляют всего 3,9% от стоимости солнечной батареи в Европе, что значительно ниже одного евроцента на ватт. В Шанхае они ниже наполовину, но при более высокой степени автоматизации в Европе они могут стать еще ниже.

Очень важно, чтобы в производстве использовались только передовые технологии. Лучше и не приступать к производству фотоэлементов, у которых меньше пяти шин, говорит он. Еще лучше шесть шин или больше.

Есть еще одно место, где в краткосрочной перспективе можно было бы добиться превосходства над известными азиатскими производителями фотоэлементов: производительность современных машин достигает уже 8 000 фотоэлементов в час. В настоящее время чаще всего используются с производительностью 4 000. Многие азиатские производственные линии по-прежнему работают с производительностью 2 000. Несмотря на более высокую цену на такие современные машины, их более высокая производительность снижает амортизационные расходы почти на 30%.

Одним из важных вопросов является то, как европейский производитель может не отставать от своих азиатских конкурентов в расходах на закупку материалов, особенно если у него всего лишь один гигаватт производственной мощности вместо десяти. Скорее всего, ему это и не удастся, но Фат уверен, что разницей в ценах можно управлять. Например, RCT Solutions поддерживает своих клиентов в приобретении материалов для производства солнечных батарей и постоянно в курсе изменения всех цен, говорит он. Обычно, у производителей не один поставщик, поэтому объем закупок может быть не таким большим, как общий объем производства. В конце концов, можно найти пусть не самого дешевого поставщика материалов, а, скажем, номер два или три. Поэтому Фат считает, что затраты на материалы для европейского производства могут быть на пять-десять процентов выше, чем в Китае, и составляют более 65% от общих затрат на производство солнечных батарей в Европе.

Капитальные и финансовые затраты, включая производство кремниевых пластин и слитков, также учитываются управляющим директором RCT Solutions. Производственные площади и инфраструктура должны быть спроектированы таким образом, чтобы впоследствии было место для расширения мощностей. Поэтому для завода в один гигаватт, считает Фат, капитальные затраты составят от 60 до 80 миллионов евро, которые будут амортизированы через 20 лет. Завод в целом стоит от 120 до 140 миллионов евро, из которых 10-20 миллионов евро — это производство солнечных батарей. Эти затраты входят, как показано на графиках, в стоимость солнечных батарей за ватт.

Насколько высокими они окажутся в конечном итоге, также зависит от оборудования. Дешевые китайские машины по стоимости на треть дешевле, чем машины из Европы. Даже самые высококачественные машины из Китая все еще на 10-15% ниже цен западных производителей.

Окупятся ли дополнительные расходы на европейские машины, будет зависеть от срока их службы и от инвестиций, необходимых для поддержания работы машин и для перехода на новые технологии на протяжении всего их срока службы. Принимая это во внимание, говорит Фат, у западных машин здесь есть преимущество, поскольку у них обычно более длительный срок службы, и их легче перевести на новые технологии. Предполагая, что продолжительность жизни западных машин на 30% выше, чем у китайской техники, это означает ценовое преимущество до 0,01 доллара США за ватт, что более чем компенсирует дополнительные расходы. Тем не менее, Фат призывает: лучше отказаться от некоторых технических тонкостей, чтобы стать более конкурентоспособным.

При инвестировании в китайскую технику в производственные затраты на слитки, фотоэлементы и солнечные батареи следует добавить еще около 0,03 доллара США за ватт амортизационных затрат. Если же выбрать европейскую технику на 15% дороже, то амортизационные затраты вырастут до 0,035 доллара США за ватт.

Тем самым, считает Фат, производственные затраты европейского завода будут составлять чуть ниже 0,26 доллара США за ватт готовой солнечной батареи, что эквивалентно 23 евроцентам на ватт. Это на немного, но все же дороже, чем сегодня у наиболее рентабельных азиатских производителей. Кстати, эти затраты не следует путать с ценами, по которым производители продают свои солнечные батареи, чтобы быть прибыльными. Сюда, в частности, следует включить затраты на исследования и разработки, маркетинг, сбыт и поддержание гарантий.Produktionskosten_2sp_final_Fath

Европейские солнечные батареи дороже на 5%

Кроме того, кое-что еще позволяет европейскому производству оставаться в плюсе: транспортные расходы на солнечные батареи из Китая, которые обычно оцениваются в 0,01 — 0,02 доллара США за ватт, в Европе будут в два раза ниже. Однако это применимо только в том случае, если стекло для солнечных батарей европейского производства не импортируется, и, соответственно, не транспортируется. Чтобы избежать этого, поставщики стекла из Европы должны предлагать его дешевле, чем азиатские компании. Проблемой в этом контексте являются ввозные пошлины на стекло, которые не включены в расчеты. До тех пор, пока азиатские производители будут предлагать стекло дешевле, чем европейские, ценовое преимущество будет оставаться у неевропейских производителей солнечных батарей. Если эта проблема будет решена, то разница в цене на солнечные батареи будет составлять от 0,01 до 0,02 доллара США или 5%.

Эти дополнительные затраты на европейские солнечные батареи теоретически увеличивают нормированную стоимость электроэнергии на 0,1-0,2 цента. Даже если инвесторы в солнечные электростанции смогут компенсировать эти дополнительные расходы в другом месте, они очень неохотно будут выбирать европейские солнечные батареи. Для небольших и средних крышных солнечных электростанций такая минимальная разница в цене не должна играть никакой роли.

На этом этапе начинается обсуждение возможных критериев устойчивости. Андреас Бетт, директор Института солнечно-энергетических систем им. Фраунгофера, говорит, что важными являются при этом как вопросы способности солнечных батарей к переработке, так и углеродный след. «Прежде всего, европейский производитель должен контролировать расходы и качество,» — комментирует Петер Фат. «Тогда критерии устойчивости могут в конечном итоге нивелировать окончательную разницу в стоимости солнечных батарей».

Он считает, что сейчас есть шанс на то, чтобы максимально приблизиться к крупным производителями фотоэлементов и солнечных батарей, пока разрыв не стал еще больше. Однако для того, чтобы инвесторы прислушались, им нужен ясный знак от политиков, говорит Андреас Бетт. Потому что инвесторы хотят быть полностью уверенными в том, что рынок сбыта в Европе будет развиваться.

Источник: https://www.pv-magazine.de/2018/11/02/erstaunlich-guenstig/

 

Контакты

ул. Малая Морская, 108, офис 414, Торговый Центр "КИТ", г.Николаев, Украина
+38 (067) 512 33 83
info@sunnik.com.ua
sunnik
sunnik