Украина будет «зеленой» или безлюдной: достижимы ли планы Минэнерго по нулевым выбросам CO2?

66_mainЭксперты, как настаивающие на скорейшем и безальтернативном внедрении экологических методов производства энергии, так и скептически настроенные относительно реализации таких планов даже в среднесрочной перспективе, совместно раскритиковали подготовленный Минэнерго проект концепции по переходу на «зеленую» энергетику до 2050 года из-за отсутствия конкретных механизмов достижения целей и подмены их общими местами – несмотря на то, что по заявлениям составителей, концепция разработана на основе научных экономико-математических моделей.

Тем не менее, расчеты и даже принятие конкретных мер по интеграции возобновляемых источников энергии в отечественный энергетический комплекс актуальны для Украины уже сейчас – иначе появляется риск не только не достичь заявленных целей к 2050, но и дождаться коллапса отечественной энергосистемы в ближайшей перспективе.

В соответствии с духом времени

 Презентованный 21 января Министерством энергетики и защиты окружающей среды проект концепции «зеленого» перехода Украины до 2050 года предусматривает полный отказ от угольной генерации к 2070 году с одновременным увеличением доли возобновляемых источников с запланированных на 2020 год 11% до 70%, но уже к 2050.

При этом запланировать отказ от критикуемой экологическими активистами, наравне с угольной, атомной генерации, сегодня производящей более половины от всей электроэнергии страны, в министерстве даже на столь длительном временном отрезке не решились и определили ее уровень на 2050 год на отметке в 20-25%.

Стратегические документы, дополняющие концепцию большим количеством конкретики, в Минэнерго анонсируют уже в скором времени – они должны будут более точно обосновать способы достижения нулевого уровня парниковых выбросов к 2050 году.

Аналогичная задача была ранее поставлена и в Евросоюзе. Несмотря на более существенный прогресс в развитии возобновляемых источников энергии и запланированные инвестиции на осуществление цели в размере 1 триллиона евро до 2030 года, чиновники Содружества сравнили сложность ее исполнения с «полетом на луну».

Украинские чиновники, в свою очередь, оценили необходимые на концепцию-2050 финансовые траты в размере 5% от ВВП, а их основным источником назвали средства бизнеса и населения благодаря созданию благоприятного инвестиционного климата. Технически обеспечить «зеленый» переход планируют комплексом мер: помимо декарбонизации, за счет сокращения потребления энергии вдвое от нынешнего уровня, диджитилизации, децентрализации энергосистемы, а также благодаря интеграции украинской ОЭС с европейской.

Опрошенные UBR.ua эксперты в целом охарактеризовали 13-страничную концепцию как поверхностную.

«В принципе, она укладывается в те же тренды, которые закреплены в ЕС, но очень широкими мазками, обходя все дискуссионные вопросы. Документ очень общий», – дает оценку эксперт по климатической и энергетической политике Украинской Климатической Сети Олег Савицкий. Правда, он также указал, что к проекту концепции не стоит относится как к готовой дорожной карте.

Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев более жестко высказался по поводу обобщенности документа, в целом сделав вывод, что ни исполнять концепцию, ни даже сверяться с ней будущие правительства не будут – а тем более нести ответственность за ее провал. По его мнению, концепции должны составляться на срок не более чем в 7-10 лет.

«Документ не соответствует требованиям, которые выходят из самого понятия «концепции», определенного регламентом Кабинета Министров. Его даже предсказанием нельзя назвать. Составление подобных документов (не имеющих никаких просчетов и технико-экономических обоснований) является хрестоматийным примером отсутствия опыта стратегического государственного планирования в Украине», – выразил свое отношение Рябцев.

Эксперт НТЦ «Психея» также отметил, что разработчики, составляя концепцию на столь отдаленный период, не учли возможности появления новых технических новинок, которые так или иначе внесут коррективы в энергетическое реформирование. Он также отметил и наличие внутренних противоречий между отдельными статьями концепции.

Ранее координатор Экспертной платформы энергоэффективности Игорь Черкашин также указывал на противоречивость концепции – в частности, акцентируя внимания на сложностях по обеспечению отказа от тепловой генерации в условиях децентрализованной энергосистемы.

ВИЭ – энергетическая демократия, но промышленность требует стабильности

Эксперт Украинской Климатической Сети также выразил убеждение, что с учетом экономических и технических показателей возобновляемых источников энергии, «которые уже становятся самыми дешевыми видами генерации на многих рынках», отметка в 70% до 2050 года – более чем реальна, а обеспечение нулевого уровня выбросов CO2 одновременно с Европой «является амбициозной задачей, достижимой при условии задействования больших финансовых и научно-технических ресурсов».

Ранее аналитики выражали еще больший оптимизм. Согласно оценкам 2017 года, приведенным в исследовании «Института экономики и прогнозирования» НААН Украины, «зеленая» энергетика в общей структуре может достичь и 91% к 2050 году. При этом вместе с угольной необходимо отказаться и от не менее опасной для окружающей среды атомной генерации.

Однако при сохранении промышленного потенциала Украина не сможет отказаться от использования не только атомной, но и угольной энергии как минимум в ближайшие 20 лет, считает Геннадий Рябцев. Проблем в том, что ВИЭ на данном техническом уровне не обладают ни необходимым крупным предприятиям качеством энергии, ни возможностью обеспечить бесперебойную поставку энергетического ресурса из-за переменчивого характера солнца и ветра как источников энергии.

«Возобновляемые источники энергии применимы на уровне домохозяйств, малого бизнеса. Они позволяют сформировать распределенную генерацию и дают возможность гражданам лично не зависеть от энергетических монополистов. То есть ВИЭ – это развитие энергетической демократии. Но любой крупный завод нуждается в большом количестве энергии высокого качества и постоянно, 24/7. В том числе и наша армия – не будут же танки на ветряках ездить?» – подмечает Рябцев.

Выделил проблему обеспечения маневренных мощностей и повышения гибкости всей энергосистемы при росте доли ВИЭ в общей структуре генерации и Олег Савицкий.

«Мы столкнёмся с этим уже в этом году из-за повышения инсоляции в весенние месяцы, что приведет к повышенной выработке э/э мощностями солнечной генерации. Это будет тест для украинской энергосистемы в плане способности интегрировать новые мощности ВИЭ», – подтверждает будущую проблему эксперт Украинской климатической сети Савицкий.

Актуальные проблемы

Подскочивший по итогам 2019 года втрое объем выработанной возобновляемыми источниками электроэнергии (что было обеспечено благодаря стимулирующим «зеленым» тарифам, установившим наивысшую в Европе индикативную стоимость за полученную «чистыми» источниками электроэнергию) уже создает проблемы для украинской энергосистемы.

Геннадий Рябцев убежден, что запланированное на 2020 год повышение уровня выработки ВИЭ до 11% от всей генерации, несмотря на переход к системе аукционов с апреля с отказом от «зеленых» тарифов, без дополнительного вмешательства приведет к разрушению объединенной энергетической системы – «это уже вопрос национальной безопасности, который поднимался, в том числе, и на уровне СНБО».

«Увеличение установленной мощности возобновляемой энергетики до 6779 МВт привело к тому, что диспетчер «Укрэнерго» вынужден более чем 280 раз в сутки вручную отключать те или иные мощности. Объединенная энергетическая система Украины работает в ручном, предаварийном режиме из-за того, что кое-кто пользуется у нас этим замечательным «зеленым» тарифом», – намекает эксперт на дополнительную выгоду, которую получают от высокой стоимости проданной электроэнергии принадлежащие Ринату Ахметову компании.

Тем не менее, отказ от «зеленого» тарифа с переходом на закупки произведенной «чистыми» источниками э/э в рамках аукционов, а также отмена льгот на закупку оборудования для ВИЭ, совместно должны притормозить количество введенных в эксплуатацию объектов «зеленой» генерации – однако в краткосрочной перспективе.

«Краткосрочное сокращение весьма вероятно и объяснимо, учитывая показатели прошлого года, который был «перегретым» в плане инвестиций в зеленую энергетику. Инвесторы старались максимально вложиться во временные рамки, чтобы получить «зеленый» тариф. Но долговременно темпы прироста мощностей ВИЭ будут возрастать, особенно, когда начнется вывод из эксплуатации старых советских предприятий угольной и атомной генерации – а это начнет происходить в следующие 5-10 лет», – объяснил Савицкий.

Интеграция с Европой и Украина, как донор стран третьего мира

Отказ от угольной генерации, в отличие от атомной, Олег Савицкий считает наиболее достижимой задачей в ближайшей перспективе. Преодолеть проблему балансировки при сокращении обеспечиваемых ТЭС маневренных мощностей можно будет не только за счет технических инноваций.

«На смену тепловой генерации должны прийти новые технологии, но их экономическая целесообразность также требует тщательного изучения. Те же системы накопления электроэнергии, которые становятся все более популярны в мире, еще достаточно дорогие. Есть более доступные меры, способные сбалансировать систему с куда меньшими затратами: например, это путем налаживания гибкой внутрисуточной межгосударственной торговли э/э. В этом аспекте нам может очень помочь синхронизация с европейской энергосистемой ENTSO-E и внедрение их рыночных инструментов», – приводит способ решения проблемы эксперт.

Анализируя возможность ухода от угольной генерации, Геннадий Рябцев обратил внимания на возникающую в данном ключе социальную проблему – «куда деть 38 тысяч шахтеров?». В целом, эксперт указал на непоследовательность Украины в отстаивании своих национальных интересов.

«Кто-то в Украине знает, что, подписав парижское соглашение без замечаний, – в отличие от скандинавских стран, внесших туда 800 поправок, – мы обязались платить деньги за противодействие изменению климата странам третьего мира? Согласно Киотскому протоколу, Украина являлась получателем средств, а по Парижскому – Украина донор. То есть мы такие богатые, чтобы платить другим странам за климатическую стабильность?», – недоумевает Рябцев.

Отметим, что «нейтральная» концепция-2050, была негативно воспринята и некоторыми из стран ЕС – а Польшей так и не была принята.

Автор: ДМИТРИЙ КРУГЛИКОВ

Источник: https://ubr.ua/market/industrial/ukraina-budet-zelenoj-ili-bezljudnoj-dostizhimy-li-plany-minenerho-po-nulevym-vybrosam-co2-3890166?fbclid=IwAR3WKoSmDhPYvdP5le8DnX2VLHa9DSf_vg2O8VjAlQcBtugUfJcUzNlb0TM

 

Контакты

ул. Малая Морская, 108, офис 414, Торговый Центр "КИТ", г.Николаев, Украина
+38 (067) 512 33 83
info@sunnik.com.ua
sunnik
sunnik